Буква х задания для школьников. Подготовка к школе ч.11
Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:
- Развивать фонематический слух; учить детей правильно произносить звуки [х], [х′] в речи, отличая их от других звуков русского языка.
- Выделять звуки [х], [х′]. начале, в середине и в конце слова.
- Продолжать формировать умение производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.
- Упражнять в составлении простых двух, трёхсловных предложений и выкладывании схем к ним.
- Познакомить с буквой Х , составлять слова из букв.
- Закреплять навык произношения звуков [х], [х′] в стихотворениях и скороговорках.
- Развивать внимание, память, мышление, моторику.
- Предупреждать переутомление детей.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.
Материал демонстрационный: игрушка Хрюша; картинки демонстрационные (халат, хобот, мухоморы, мухи, петух, подсолнух, холодильник, художник, хлеб, сухари); буквы; карточки для чтения слогов; цветные схематичные обозначения звуков.
Материал раздаточный: пеналы с обозначениями для звукового анализа слов и построения предложений; кассы букв; зеркала; бархатные листы бумаги для ниткописи; буквы для игры «Живые буквы».
Ход НОД
Организационный момент
Психогимнастика
— Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: «Ох, ох, ох!» Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» На празднике вы плясали: «Эх, эх, эх!» И совсем устали: «Ух, ух, ух!»
Сообщение темы занятия.
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
— Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
– Хрюша, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
— Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»? (Звук [х]).
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х′]. Звук [х′] — братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
Характеристика звука.
Символ звука: дедушка храпит: ХХХ…
— Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:
— губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
— горлышко «молчит».
Характеристика: [х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
Развитие фонематического восприятия.
— Давайте поучим Хрюшу отличать звук [х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук».
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Упражнение «Пропой песенки».
Чтение и пропевание прямых и обратных слогов со звуком [х].
Игра «Добавь звук», который потерялся из слов.
Пету…, пасту…, лопу…, горо.., отды…, запа…, шоро…, мо.., сме…, стра….
Игра «Замени первый звук» в слове на звук [ х].
Салат – халат, голод – холод, сор – хор, год – ход, свалить – хвалить, гудеть – худеть, Глеб – хлеб.
Произнесение «Х» в словах.
— Хрюша хочет загадать вам загадки. Он говорит, что в отгадках есть звук «Х». Проверим?
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
— В каком месте слова слышится звук [х]?
Пёстрая крякуша, ловит лягушек, ходит вразвалочку, спотыкалочкой. (УТКА)
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
— Какая картинка здесь лишняя? (утка)
— Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Подсолнух, кисточка, халат, мухомор.
Художник, сухари, тарелка, холодильник.
— А теперь будем исправлять слова, которые Хрюша не научился правильно произносить.
На стекле сидит мута. (Нет, муха). Картину рисует тудожник. (Художник). Вот саффар. (сахар). У слона фобот. (хобот).
— У нашего Хрюши есть друг хомячок Хомка. Давайте сделаем зарядку вместе с ним.
Физминутка.
Хомка — хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Знакомство с буквой «Х».
— На что похожа буква «Х»?
Буква «Х» из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук.
Печатание её пальцем на столе, на спине соседа.
Ниткопись буквы «Х».
Звуковой анализ слов.
Давайте покажем Хрюше и Хомке, как мы умеем выполнять звуковой анализ слов. Девочки выкладывают из кружочков, а потом из букв разрезной азбуки слово «мухи», а мальчики слово «пихта».
(Анализ слов: — Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?)
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:
Муха – мухи, пихта – пихты.
Составление предложений из 2 – 3 слов со словами «муха» и «пихта». (Вспомним, как обозначается схематично «предложение», «слово-предмет» , «слово-действие»)
Муха летит. Пихта растёт.
Игра в подгруппе «Слово рассыпалось».
Составим слова из букв.
(Звуковое сопровождение – вой ветра). — Слова рассыпались. Составим слова из букв. Посмотрите, с обратной стороны буквы есть значок. Соберитесь в подгруппы по значкам и составьте свои слова.
1 подгруппа: пух. 2 подгруппы: мох. 3 подгруппа: ухо. 4 подгруппа: Хома.
Игра «Живые буквы».
Составим слово: уха, хатка, эхо, ухват, мухи.
Проговаривание звуков [х], [х′] в скороговорках, стихотворениях.
Хорошо хвалить, хихикать,
Худо – хвастаться и хныкать.
Хохлатые хохотушки, хохотом хохотали:
Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.
Упражнение «Подарки для Хрюши».
(С опорой на картинки).
— Ребята давайте подарим Хрюше подарки с его любимым звуком в названиях. Например: — Я подарю Хрюше холодильник, для того чтобы он хранил в нем продукты. (Дети составляют предложения)
Итог занятия.
Подготовка к школе – занятие непростое, и начинать ее следует с изучения букв с помощью онлайн-игры «Учим букву А». Как известно, алфавит начинается с буквы А, так что именно ее мы и будем учиться писать в первую очередь. Обведите зеленые точки, чтобы выучить новую букву алфавита
«Учим букву Ю» – это одновременно и развивающая онлайн игра, и хорошая практика для вашего ребенка дошкольного возраста. Впрочем, школьникам она будет не менее полезна, в особенности первоклассникам. Правильно обводите ее контуры и выбирайте из других вариантов, и у вас все непре
Флеш игра «Учим букву У» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание посложнее – найти среди предложе
Даже если ваш ребенок уже немножко выучил буквы, эту информацию надо постоянно закреплять, а поможет ему в этом флеш игра «Учим букву С». Для начала запомним, как она пишется, для этого надо нарисовать контуры будущей буквы. Второй этап – на узнавание, кликните на каждую из найде
«Учим букву Ж» — познавательная флеш игра, посвященная изучению восьмой буквы алфавита. Детям довольно непросто дается ее написание, поэтому важно основательно закрепить его на практике. Обводите следом за подсказкой контуры новой литеры, а затем найдите ее в предложенном н
Флеш игра «Учим букву Е» – это прекрасная возможность познакомиться с новым материалом и закрепить его на практике. Контуры новой буквы обозначены зелеными кружочками, вашему малышу останется лишь обвести их. Затем нужно выполнить еще одно задание – найти среди предложенных вариа
1. Расскажи, какой звук «X», каким символом его обозначают.
2. Повтори чистоговорки и назови слова со звуком «X»:
Ох-ох-ох - хомяк тащит в норку мох.
Ух-ух-ух - в хату забежал петух.
Ха-ха-ха - в тарелке вкусная уха.
3. Составь вместе и объясни:
Первый звук «П», второй - «У», третий - «X». Что получится? (Пух.)
Первый звук «М», второй - «О», третий - «X». Что получится? (Мох.)
4. Сосчитай и назови:
Мох (пух) - сколько слогов в этом слове? (Один.)
Мох (пух) - сколько звуков в этом слове?
5. В прямоугольниках нарисуй схемы слов.
Длинная полоска - это слово.
Короткая полоска - это слог.
Кружочек - это звук: красный кружочек - гласный звук,
синий - согласный, твердый звук.
6. Составь с этими словами предложение. Скажи, сколько слов в твоем предложении. Назови первое (второе, третье и т.д.) слово.
7. Напиши слова нужными ручками, между словами соблюдай расстояние в мизинец.
8. Прочитай слоги, выделяя более сильным голосом отмеченный слог:
Задание 24. Звуки «К»-«Х»
1. Расскажи, какой звук «К» («X»).
2. Назови по 3 слова со звуком «К» («X»):
В начале (ком); в начале (хата);
В середине (мука); в середине (уха);
В конце (мак); в конце (мох).
3. Проговори чистоговорки:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - мы купили петуха.
Хо-хо-хо, хо-хо-хо - хохот слышен далеко.
Ох-ох-ох, ох-ох-ох - мы посеяли горох.
Ух-ух-ух, ух-ух-ух - ходит по двору петух.
Ак-ак-ак, ак-ак-ак - мы сажали в саду мак.
Ок-ок-ок, ок-ок-ок - у лисицы рыжий бок.
4. Составь слово по первым звукам изображений на картинках. Скажи, в каком слове слышится звук «К», а в каком - «X».
Конфета - облако - табурет (кот). Пальма - улитка - хвост (пух).
|
5. Составь предложения из слов:
Петух, клевать, каша.
Катя, купить, хлеб.
Храм, стоять, на, холм.
Коля, сеять, горох.
6. Рассмотри картинку и скажи, как называется дом для коровы (хлев). Дай полные ответы (со словом «хлев») на вопросы:
Корова подошла куда? Корова обошла вокруг чего? Корова спряталась где? Корова вошла куда? Корова вышла откуда? Корова стоит где?
Задание 25. Звуки и буквы К-Х (продолжение).
1. Прочитай буквы, раскрась их. Ответь на вопросы:
Какие это буквы?
На что похожа буква К (X)?
2. Прочитай буквы. Букву X подчеркни двумя чертами, а букву К-одной:
3. Прочитай слоги в таблице.
4. Прочитай сначала слова с буквой К, потом с буквой X. Объясни слова.
5. Прочитай и объясни слова, нарисуй их схемы в прямоугольниках.
7. Напиши эти слова нужными ручками в строчках. Между словами соблюдай расстояние в мизинец.
7. Реши грамматические примеры, напиши получившиеся слова нужными ручками и прочитай их. Покажи ответы на картинках.
Образовательный комплекс для подготовки ребенка к школе, включающий в себя следующие задания: обучение чтению, звуки и буквы, развитие речи, счет в пределах 20, аппликации и подготовка руки к письму.
Обучение чтению. Звуки "Х" и "Хь"
Цель : развитие фонематического слуха, слухового внимания.
Материал : звуковые кубики.
- Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши тогда, когда услышите звуки Х или Хь.
- Схема, река, муха, коридор, запах, хвост, домик, жуки, хлеб, хижина.
- Подумайте звук "Х" - гласный или согласный? (Согласный).
- Почему вы так решили? (Звук "х" не тянется, не поется, воздух изо рта свободно не выходит, язык "поднимается горкой", зубы сближены).
- Звонкий звук "х" или глухой? Закроем ручками уши и произнесем х-х-х-х-х. Уши не звенят. (Звук "х" – глухой).
- Теперь подумаем, он может быть твердым и мягким? (х - твердый, хь - мягкий).
- Какой мы можем сделать вывод: звук "х": согласный, глухой, может быть твердым и мягким.
Показываем соответствующую сторону звукового кубика. Синяя сторона кубика – звук твердый, зеленая – мягкий.
Обучение чтению Буква "Х"
Цель : закрепление образа буквы, развитие графо-моторных функций.
Материал : карточка с буквой Х, камушки.
- Звуки Х и Хь обозначаются Буквой Х.
Педагог показывает детям карточку с буквой Х.
- Давайте сделаем букву Х из камушков.
Педагог выдает детям камушки.
Дети выкладывают самостоятельно букву Х из камней, смотря на карточку с буквой.
- Нарисуйте точки на букве Х.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Х.
- Придумайте слова со звуками х, хь.
- Кто нарисован на картинке? (Хомяк).
- Подпишите картинку. Раскрасьте хомяка.
- Определяете, где находится звук Х в слове ХОМЯК.
Обучение чтению. Чтение слов
Цель : увеличение скорости чтения, развитие внимания, слоговой анализ слов.
Материал : рабочий лист.
- Прочитайте слова построчно и столбиками.
- Поделите слова второго столбика на слоги.
- Поставьте в словах второго столбика ударение.
Развитие внимания. Буква "Х"
Цель : закрепление образа буквы, развитие концентрации внимания.
Материал : рабочий лист.
Подчеркните в словах букву Х.
Обучение чтению. Звук и буква "Ц"
Цель : развитие фонематического слуха, звуковой анализ и синтез, закрепление образа букв, развитие графо-моторных функций.
Материал : карточка с буквой Ц, горох, пластилиновые основы.
Составьте слова из звуков:
- Какой звук встречается во всех этих словах?Подумайте, звук ц, гласный или согласный? (Согласный).
- Звук ц звонкий или глухой? (Звук ц – глухой).
- Звук ц может быть твердым и мягким? (Может быть только твердым).
- Какой мы можем сделать вывод: звук ц: согласный, глухой, может быть только твердым).
- Придумайте свои слова со звуком Ц.
Педагог показывает детям карточку с буквой Ц.
Дети обводят букву пальчиком по контуру, "запоминают букву".
- Давайте выложим букву Ц из гороха.
Дети выкладывают букву Ц из гороха на пластилиновой основе.
- Какая буква написана на рабочих листах наверху слева? (Буква Ц).
- Напишите букву Ц пальчиком в воздухе.
- Нарисуйте полоски на букве Ц.
- Обведите и допишите самостоятельно буквы Ц.
Обучение чтению. Звуко-буквенный анализ слов. Звук "Ц"
Цель : звуко-буквенный анализ слов, развитие фонематического слуха.
Материал : рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
- Определите местоположение звука Ц в названии предметов.
- Обозначьте местоположение на схеме буквой.
- Придумайте предложение со словами ЦВЕТОК и ЗАЯЦ.
Обучение чтению. Звуковая схема слова
Цель : развитие фонематического слуха, закрепление образа букв, звукобуквенный анализ и синтез.
Материал : карточки с пройденными буквами, звуковые кубики.
- Найдите буквы, из которых состоит слово ЦАПЛЯ .
- Какие буквы вы взяли?
- Давайте сложим из них слово ЦАПЛЯ.
- Какой первый звук в слове ЦАПЛЯ? (Звук ц).
- Второй звук? (Звук а).
- Третий звук? (п).
- Четвертый звук? (ль).
- Пятый звук? (а).
- Слышим звук а, пишем букву... Я.
- Сколько слогов в слове ЦАПЛЯ? (Два).
- Назовите первый слог, второй слог.
- Составьте схему слова ЦАПЛЯ из кубиков.
Математика. Числа в пределах 20
Цель : формирование знаний числового ряда.
Материалы : числа от 1 до 14 на карточках.
Педагог выкладывает перед детьми карточки с числами – все карточки лицом вверх, кроме 3, 4, 5, 7, 8 11, 12, 14 – они закрыты, перевернуты.
- Какое число стоит перед числом 6? После него? Какое число будет следующим за числом 10? Предыдущим к 10? К 9?
Педагог ставит вопросы, пока ряд не заполняется.
Если дети отвечают правильно, карточки поворачиваются лицевой стороной, на них написаны числа.
Развитие речи. Описание предмета
Цель : учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
- Опишите ягоду, фрукт или овощ, который вы больше всего любите, а мы отгадаем.
Например, Это овощ. Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый... (помидор).
Это фрукт. Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых - это мой любимый фрукт... (гранат).
Математика. Счет в пределах 10
Цель : закрепление навыка счета в пределах 10, понятия "больше и меньше", развитие мышления.
Материал : рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе:
Математика. Числа от 1 до 15
Цель : закрепление знаний чисел от 1 до 15, прямой и обратный счет в пределах15. формирование знаний числового ряда, закрепление образа цифр, закреплений знаний соседей числа.
Материал : коврик с цифрами до 20 ,рабочий лист,
- Выложите цифры от 1 до 15.
- Пропрыгайте по коврику от 1 до 15 и обратно, называя числа.
Каждый ребенок прыгает по отдельности, называя числа.
Педагог выдает детям рабочий лист.
- Напишите пропущенные цифры.
- Назовите соседей чисел, которые вы вписали.
- Раскрасьте окошки с цифрами 3, 7, 14.
Подготовка руки к письму. Крючки
Цель : развитие графо-моторных функций.
Материал : рабочий лист.
Педагог обращает внимание детей на задание в рабочем листе.
Обведите и допишите крючки.
Рваная аппликация. Капуста
Цель : развитие творческих способностей, закрепление навыков работы с бумагой, клеем.
Материал : рабочий лист – капуста, гуашь, бумага коричневого цвета.
- Бабушка вырастила на огороде капусту.
- Что можно приготовить из капусты? (Салат, щи, голубцы, солянку, пироги с капустой и т.д.)
- Давайте мы тоже взрастим капусту.
- Где растет капуста?
- Давайте нарисуем грядку.
Педагог выдает детям рабочие листы и бумагу коричневого цвета.
- Порвите бумагу на квадратики.
Для того, чтобы рваная аппликация получилось правильной, все края квадратика должны быть рваными. Дети рвут лист бумаги сначала на полоски. А затем полоски рвем на кусочки.
- Приклейте получившиеся квадратики на место, где должна располагаться грядка.
- А листики у капусты зеленые и сочные. Раскрасьте листики зеленой краской.
Чтобы работа получилась красивой листики можно раскрасить двумя оттенками зеленого.
Для этого можно смешать основой зеленый цвет с белой или желтой красками.
Педагог задает домашнее задание детям.
Прощание
До свидания, до свидания приходите к нам еще,
До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания – будем весело играть!
Игры в картинках для детей 4-5 лет
Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»
Задание 1
Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.
Задание 2
На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.
Задание 3
Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.
Задание 4
Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.
Задание 5
Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?
Задание 6
Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».
Задание 7
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».
Задание 8
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».
Задание 9
Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».
Задание 10
Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.
Задание 11
В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?
Задание 12
В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?
Задание 13
В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?
Задание 14
Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.
Задание 15
Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.
Задание 16
С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?
Проверь себя.
Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.
Задание 17
Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.
Задание 18
Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.
Задание 19
Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.