Главная · Иммиграция  · Демографическая политика в индии. Демографическая политика китая и индии Демографическая политика индии

Демографическая политика в индии. Демографическая политика китая и индии Демографическая политика индии

Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения и о росте населения страны. Данные о ней на протяжении ХХ века демонстрирует таблица

Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах

1901 238,4 - - - -

1911 252,1 +13,7 +5,75 0,56 +5,8

1921 251,3 -0,8 -0,31 -0,0З +5,4

1931 279,0 +2б,7 +11,00 1,04 +17,0

1941 318,7 +39,7 +14,22 1,33 +33,7

1951 361,1 +42,4 +13,31 1,25 +51,5

1961 439,2 +78,1 +21,51 1,96 +84,3

1971 548,2 +109,0 +24,80 2,20 +159,9

1981 683,3 +135,1 +24,66 2,22 +186,6

1991 843,9 +160,6 +23,50 2,11 +254,0

Данные таблицы позволяют сделать ряд интересных выводов не­сложных расчетов. Они показывают, что в первой половине ХХ века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолют­ный и относительный рост его за отдельные десятилетия был до­вольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине ХХ века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. Только в 1981 - 1991 годах абсолютный прирост составил 161 млн. что почти равно всему приросту за 31 - 1961 годы и превышает все население Бра­зилии или России. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

В результате подобных темпов роста в 1991 году население соста­вило 844 млн. человек (в том числе 438 млн. мужчин млн. жен­щин). По этому показателю Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии про­исходит демографический взрыв. В самом деле,

при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каж­дый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по срав­нению с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увели­чило <нагрузку> на обрабатываемые земли. Что половину насе­ления страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю стро­ить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии при­давалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению националь­ной программы планирования семьи в качестве официальной го­сударственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда на­чалось выполнение первого пятилетнего плана развития народ­ного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. С течением времени она видоизменялась, Например, в 1977 году из демографической политики были исключены все формы принуждения и еще больший акцент был сделан на охрану здоровья матери и ребенка, питание, образование и права жен­щин.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традици­онной многодетной к двух- трехдетной семье. Она проводилась под лозун­гами: <Два или три ребенка - достаточно!>, <По- времени заво­дить вто­рого ребенка, а после третьего остановись!>, <Малая семья - счастливая семья!> и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планиро­вания семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: <Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!>, <Два ребенка - достаточно!> и т. п. С помощью таких программ правительство рас­считывало уже к концу текущего столетия достичь простого вос­производства населения, а в ХХ1 веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.

Политика планиро­вания семьи в Индии предусматривает самые различные пропаганди­стские, медицинские, административно-правовые и другие ме­ры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, зани­мающиеся преимущественно его координационно- административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распро­странении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточ­ных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное воз­награждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступ­ления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для жен­щин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответс­твенно до 23 и 17 лет, а в даль­нейшем для женщин - до 18 лет. В седь­мом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще 6олее, увеличены, а сами эти прог­раммы были теснее ин­тегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 19б1 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свиде­тельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется прежде всего тем, что проведение демо­графической поли­тики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних тра­диций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жи­те­лей, различных семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев оста­ется ограни­ченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между же­нихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным, а за­частую и невозможным де­лом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителя­ми, которые стремятся обеспечить пере­дачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родите­лям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предло­жат ему на выбор не­сколько достойных кандидатур. Сам отбор этих канди­датур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые по­лосы брачных объявлений.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утеши­тельными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту <планку> до 1042 млн. человек. Соответствующие про­гнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.

В Индии 18 официальных языков, в том числе и английский - язык делопроизводства и официальных документов. На севере страны большинство населения говорит на хинди, но все образованные люди и все, имеющие дело с туристами - работники гостиниц, ресторанов, водители такси и авторикш, продавцы магазинов и лавок, и те, кто предлагает сувениры в местах скопления туристов - говорят по-английски, а иногда, особенно в Дели, и по-русски.

Индия - страна, где переписи населения проводятся регулярно каждые десять лет. Первая из них имела место в 1881 году, а двенадцатая - в 1991 году.

В первой половине XX века население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн. человек, а во втором 1,5% в год. Более того, в 1911, - 1921 годах отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX века рост населения значительно ускорился. В 1991 году, по сравнению с началом века, оно выросло более чем в 2,5 раза. А среднегодовой абсолютный прирост достиг уровня 16 - 17 млн. чек, что сопоставимо с населением Австралии. Относительный прирост, в последние десятилетия также превышал 2 % (20 человек на 1 тыс.) в год. При таком приросте удвоение населения происходит каждые 30 лет.

Индия прочно занимает место после Китая, концентрируя 15,7 % мирового населения. Следовательно, каждый седьмой житель нашей планеты - индиец.

Все сказанное свидетельствует о том, что во второй половине века в Индии происходит демографический взрыв. В самом деле, при ежегодном абсолютном приросте в 17 млн. человек население страны каждые сутки должно возрастать на 46 - 47 тысяч, а каждый час примерно на 1,9 тыс. человек. Надо учитывать, что это данные о естественном приросте, то есть с учетом смертности. Что касается рождаемости, то ежегодно в Индии появляются на свет примерно 25 млн. младенцев. Именно высокая рождаемость была и остается главным двигателем демографического взрыва. Даже во второй половине 80-х годов она сохранилась на уровне 31 человек на 1000 жителей, хотя и немного понизилась по сравнению с предшествующими периодами.

Демографический взрыв сильно осложняет решение основных экономических и социальных задач, стоящих перед страной. Достаточно сказать, что в 1901 - 1991 годах средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км кв. а это соответственно увеличило «нагрузку» на обрабатываемые земли. Что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 9 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием. Вот почему в Индии придавалось и придается особое значение демографической политике, направленной на снижение рождаемости. Индия была первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 51 году, когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление с помощью подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка - достаточно!», «По - времени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья - счастливая семья!» и т. п. После того как перепись населения 1981 года показала больший рост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла, причем с акцентом уже только на двухдетную семью. Соответственно лозунгами ее стали: «Имейте лишь, двух детей - первого и последнего!», «Два ребенка - достаточно!» и т. п. С помощью таких программ правительство рассчитывало уже к концу текущего столетия достичь простого воспроизводства населения, а в XXI веке перейти к нулевому приросту и, следовательно, к стабилизации его численности.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения противозачаточных средств, сравнительно, несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Ежегодно в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин.

Другая очень важная мера - повышение возраста вступления в брак. Если в 50-е годы средний возраста вступления в брак для мужчин составлял 22, а для женщин немногим более 15 лет, то уже в 60-е годы он повысился соответственно до 23 и 17 лет, а в дальнейшем для женщин - до 18 лет. В седьмом пятилетнем плане Индии (1986 - 1990) затраты на осуществление программ планирования семьи были еще более, увеличены, а сами эти программы были теснее интегрированы со службами охраны здоровья матери и ребёнка.

Все эти усилия привели к определенным результатам. Так, общий коэффициент рождаемости снизился с 42 человек на 1000 жителей в 1961 году до 30 человек на 1000 жителей к началу 90-х годов. Это свидетельствует о начавшемся затухании демографического взрыва, но данный процесс - в отличие от Китая - находится еще в начальной стадии. Средний размер семьи и в наши дни составляет- 5 человек. Все это объясняется, прежде всего тем, что проведение демографической политики в Индии наталкивается на многочисленные препятствия в виде: некоторых догматов индуизма, тысячелетних традиций ранних браков, неграмотности значительной части сельских жителей, различных семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой - как это примято на Западе - весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или, по крайней мере, предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур обычно осуществляется помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений.

Имеющиеся прогнозы в целом нельзя назвать утешительными. 1986 году эксперты ООН полагали, что к 2000 году население Индии возрастет до 964 млн. человек, а в 1988 году они подняли эту <планку> до 1042 млн. человек. Соответствующие прогнозы на 2025 год составляли сначала 1229, а затем 1446 млн. человек.

Учет населения в Индии налажен очень хорошо. Первая перепись в этой стране состоялась еще в годы британского владычества – в 1872 г., вторая – в 1881 г., и с тех пор и в колониальной, и в независимой Индии они проводятся регулярно через каждые 10лет. Всего таких переписей было 14, последняя – в 2001 г. Материалы этих переписей содержат необходимые сведения о динамике населения страны. Если ограничиться только рамками XX – начала XXI в., то их демонстрирует таблица 46.

Таблица 46

РОСТ НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ В 1901–2001 гг.

Данные таблицы 46 позволяют сделать интересные выводы и несложные расчеты. Они показывают, что в первой половине XX в. население страны выросло примерно в 1,5 раза. И абсолютный, и относительный рост его за отдельные десятилетия был довольно значительным, но все же в первом случае не превышал 4,5 млн человек, а во втором 1,5 % в год. Более того, в 1911–1921 гг. отмечалась и абсолютная и относительная убыль населения, явившаяся следствием Первой мировой войны, а также эпидемий чумы, холеры и оспы. Во второй половине XX в. рост населения значительно ускорился. Индия вступила во вторую фазу демографического перехода, означавшую начало демографического взрыва.

Можно добавить, что по отношению к Индии абсолютные цифры впечатляют еще больше, чем относительные. Статистика свидетельствует о том, что в 1970-1980-е гг. ежегодный абсолютный прирост населения в стране достигал 14–16 млн человек. Это означает, что за каждые сутки оно возрастало на 46–47 тыс. человек, а за каждый час – примерно на 1,9 тыс. человек. В мае 2000 г. здесь торжественно отметили знаменательное событие – рождение миллиардного гражданина Индии; им оказалась девочка, которую назвали Аста, что на языке хинди означает «вера». Таким образом, Индия стала второй, после Китая, страной в мире, перешагнувшей рубеж в 1 млрд жителей. В данном случае уместно привести слова известного географа-индолога Г. В. Сдасюк о том, что можно говорить о появлении во второй половине XX в. сначала «второй», а затем и «третьей» Индии.

Выше уже шла речь о том, что демографический взрыв тормозит социально-экономическое развитие стран Азии, Африки и Латинской Америки. Но в Индии его абсолютные масштабы оказались такими, которые сделали подобное торможение особенно ощутимым. Достаточно сказать, что средняя плотность населения страны за вторую половину XX в. возросла со 110 до 324 человек на 1 км 2 , а это соответственно увеличило и так называемую демографическую нагрузку на обрабатываемые земли. Нельзя забывать и о том, что половину населения страны составляют дети и молодежь до 18 лет, и по мере их взросления государство должно было бы каждую неделю строить 10 тыс. новых домов и создавать 100 тыс. рабочих мест, а это практически невозможно. Индия не в состоянии также ежегодно строить 130 тыс. новых школ и подготавливать 400 тыс. учителей. И это не говоря уже о такой сверхпроблеме, как обеспечение быстро растущего населения продовольствием.

Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 г. оставался еще на уровне 160–180 млн человек (что сравнимо со всем населением Бразилии!), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности (показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте), который в 2000 г. составил 3,1 (в 1950 г. 6,0). В начале XXI в. эти показатели продолжали снижаться. Подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики.

Характеристике демографической политики Индии посвящена очень большая литература, и это вполне объяснимо, поскольку именно она стала первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло еще в 1951 г., когда началось выполнение первого пятилетнего плана развития народного хозяйства страны. Важно подчеркнуть, что с самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества.

Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась, что отнюдь не исключало использования того метода, который обычно называют методом проб и ошибок.

Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка – достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья – счастливая семья!» и т. п. При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или… транзисторный радиоприемник. В апреле 1976 г. в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин (а численность их в Индии намного больше численности женщин). По выражению тогдашнего премьер-министра Индии Индиры Ганди, «некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс». Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 г. правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 1950-е гг. средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет, но уже в 1960-е гг. он был повышен соответственно до 23 и 17лет, а в 1978 г. для женщин – до 18лет.

После того как перепись населения 1981 г. показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла. В 1986 г. правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60 % супружеских пар. По опыту Китая были созданы 2 млн женских добровольческих бригад, каждая из которых должна была «взять шефство» над 60 супружескими парами. Была установлена более жесткая норма – два ребенка на семью. Соответственно изменились и демографические лозунги: «Имейте лишь двух детей – первого и последнего», «Два ребенка – достаточно!» и т. п.

В середине 1990-х гг., в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по народонаселению в Каире (1994), программы планирования семьи в Индии подверглись новым изменениям. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и заданий в этой области, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижение младенческой и детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции они выбирают. В конце 1990-х гг. доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40 %.

Но в 2000 г. была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении к 2010 г. уровня фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а к 2045 г. – стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих следует видеть в ее акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи.

Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, крайней нищетой значительной части населения страны, где более 1 / 3 всех жителей пребывают за чертой бедности. Во-вторых, низким образовательным уровнем населения. Хотя этот уровень поднялся с 18 % в 1951 г. до 65 % в 2001 г., все же грамотность мужчин и ныне составляет 76 %, а женщин – 54 %; на женщин приходится 2 / 3 всех неграмотных в стране. (Как отмечает Г. В. Сдасюк, штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности мужчин и женщин (91 %), отличается и самыми низкими темпами прироста населения. Добавим, что в штате Керала на одну женщину приходится менее двух детей, тогда как в штате Уттар-Прадеш – пять.) В-третьих, это некоторые догматы индуизма, с которыми связана тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейных обрядов.

Так уж повелось в Индии, что роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой, как это принято на Западе, весьма трудным, а зачастую и невозможным делом. Подавляющее большинство браков и до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций клана. Да обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур осуществляется с помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений. Можно добавить, что выбор родителей жениха во многом зависит от размеров приданого, которое могут предложить за невесту. Да и сам свадебный обряд – весьма дорогостоящее мероприятие; обычно он длится несколько дней при участии многочисленных родственников и знакомых.

Все это крайне затрудняет проведение государственной демографической политики. В литературе уже не раз отмечался такой примечательный факт. Возглавлявшаяся Индирой Ганди партия Индийский национальный конгресс в 1977 г. впервые за всю свою историю проиграла парламентские выборы, причем едва ли не главной причиной этого неожиданного ее поражения стала жесткая демографическая политика, вызвавшая сильное недовольство многих слоев населения.

Демографическую ситуацию в Индии в 2006–2007 гг. можно охарактеризовать следующими показателями: темп прироста населения – 1,4 % в год, абсолютный годовой прирост – 18 млн человек, уровень фертильности– 2,85 ребенка на одну женщину, детская смертность 62/1000, использование контрацептивов – 48 %. Согласно прогнозам ООН, в 2025 г. население Индии достигнет 1330 млн, а в 2050 г. – 1593 млн человек. Это означает, что к середине XXI в. она, обогнав Китай, по числу жителей выйдет на первое место в мире. Однако есть и прогнозы его увеличения до 1,7 и даже 1,9 млрд человек.


Похожая информация.


растущего населения продовольствием. Тем не менее статистика говорит о том, что пик демографического взрыва Индия уже прошла. Хотя абсолютный прирост населения за десятилетия с 1981 по 1991 и с 1991 по 2001 год оставался еще на уровне 160 - 180 миллионов человек (почти все население Бразилии), среднегодовой прирост начал уже постепенно уменьшаться. То же относится и к важному коэффициенту фертильности, показывающему число детей, приходящихся на одну женщину в детородном возрасте, который в 2000 году составил 3,1. Для сравнения в 1950 году он составлял 6,0. В начале XXI века эти показатели продолжали снижаться. Подобные изменения объясняются в известной мере осуществлением государственной демографической политики. Индия стала первой из развивающихся стран, приступившей к осуществлению национальной программы планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Это произошло в 1951 году. С самого начала программа семейного планирования отнюдь не сводилась только к ограничению рождаемости, а имела главной целью укрепление при помощи подобных мер благосостояния семьи как основной ячейки общества. Политика планирования семьи в Индии предусматривает самые различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающиеся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась и эволюционировала. Было опробовано множество методов, некоторые из них отброшены как неэффективные или неподходящие по ситуации. Сначала демографическая политика ставила задачу перехода от традиционно многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка - достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья - счастливая семья!». При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались в стерилизации и в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию. В апреле 1976 года в стране была принята новая, гораздо более жесткая программа планирования семьи, в которой основная роль отводилась уже принудительной стерилизации мужчин, численность которых в Индии намного больше численности женщин. «Некоторыми привилегиями личности можно пренебречь во имя человеческих прав нации: права на жизнь, права на прогресс» (Индира Ганди). Тогда стерилизации подверглись мужчины, имевшие двух и более детей. В 1978 году правительство предприняло попытку юридически увеличить возраст вступления в брак. В 1950 - е годы. средний возраст вступления в брак для мужчин составлял 22 года, а для женщин 15 лет,

но уже в 1960-е он был повышен соответственно до 23 и 17 лет, а в 1978 году для женщин - до 18 лет. После того как перепись населения 1981 года показала больший прирост населения, чем это ожидалось, активность программ планирования семьи возросла. В 1986 году правительством Индии была разработана новая программа сокращения роста населения, которая предусматривала охват различными средствами контрацепции до 60 % супружеских пар. По опыту Китая были созданы 2 миллиона женских добровольческих бригад, каждая из которых должна была «взять шефство» над 60 супружескими парами. Была установлена более жесткая норма - два ребенка на семью. Соответственно изменились и лозунги демографической пропаганды: «Имейте лишь двух детей - первого и последнего», «Два ребенка - достаточно!». В середине 1990-х годов программы планирования семьи в Индии подверглись новым изменениям. Правительство решило отказаться от общенациональных ориентиров и заданий в этой области, итоги таких программ перестали публиковать. Акцент был сделан на укрепление здоровья женщин в репродуктивном возрасте, а также на снижение младенческой и детской смертности. Женщинам было предоставлено право самим решать, какой метод контрацепции они выбирают. В конце 1990-х годов доля женщин, применявших контрацептивные препараты, превысила уже 40%. В 2000 году была подготовлена новая Национальная программа демографической политики, основная цель которой заключается в достижении через 10 лет уровня фертильности, соответствующего простому воспроизводству населения, а через 45 - стабилизации его численности. Главное отличие этой программы от предыдущих заключается в акценте на пропаганду улучшения качества жизни в результате сокращения размеров семьи. Значительно меньшие успехи демографической политики в Индии по сравнению с Китаем в первую очередь объясняются социально-экономическими факторами. Во-первых, это крайняя нищета значительной части населения страны, где более трети всех жителей пребывают за чертой бедности. Во-вторых, это низкий образовательный уровень населения. Хотя этот уровень поднялся с 18% в 1951 году до 65% в 2001 году, все же грамотность мужчин и ныне составляет 76%, а женщин - 54%; на женщин приходится две трети всех неграмотных в стране. Штат Керала, имеющий самый высокий в стране уровень грамотности мужчин и женщин (91%), отличается и самыми низкими темпами прироста населения. В штате Керала на одну женщину приходится менее двух детей, тогда как в нескольких других штатах 5. В-третьих, это некоторые догматы индуизма, связанная с ними тысячелетняя традиция ранних браков, а также разного рода семейные обряды. С давних времен в Индии роль женщины в выборе спутника жизни в большинстве случаев остается ограниченной. Соблюдение религиозных и социальных норм и традиций делает знакомство и помолвку непосредственно между женихом и невестой, как это принято на Западе, весьма трудным, а зачастую и просто невозможным делом. Подавляющее большинство браков до сих пор организуется родителями, которые стремятся обеспечить передачу по наследству не только собственности, но и общественного положения, кастовых и религиозных традиций. Обычно и сам молодой человек доверяет своим родителям, считая, что они примут мудрое решение или по крайней мере предложат ему на выбор несколько достойных кандидатур. Сам отбор этих кандидатур осуществляется с помощью газет, которые публикуют целые полосы брачных объявлений. Можно добавить, что выбор родителей жениха во многом зависит от размеров приданого, которое могут предложить за невесту. Причем не следует забывать, что и сам свадебный обряд - весьма дорогостоящее мероприятие; обычно он длится несколько дней при участии многочисленных родственников и знакомых. Все это крайне затрудняет проведение государственной демографической политики.

Мировой популяционный гигант - Индия может стать в XXI веке новой сверхдержавой. Ее важнейшее преимущество - множество людей в трудоспособном возрасте. Даже будущий дефицит рабочей силы в стареющих штатах юга Индии восполнит многочисленное население севера страны. Однако количество трудовых ресурсов как таковое еще не гарантирует роста экономики. Для этого Индии необходимо улучшить подготовку кадров и социальное обеспечение, отметил Руслан Дмитриев в статье в журнале НИУ ВШЭ «Демоскоп Weekly »

Гигант, который пока не вырвался вперед, – так сейчас нередко определяют мировой статус Индии эксперты (см. статью «Китай и Индия: два гиганта, но не лидера»). Однако у страны есть возможность оправдать самые смелые ожидания, считает сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. Ломоносова Руслан Дмитриев в статье «Индия. Планирование семьи: “сверху” или “снизу”?» .

Основа для оптимизма – происходящая в стране стабилизация рождаемости. Индийская репродуктивная политика оказалась почти такой же действенной, как китайская, хотя и значительно мягче ее: в Индии демографические процессы регулируются, скорее, «снизу», чем «сверху», а директивы в этой области, по большей части, заменены рекомендациями. В итоге в ряде штатов Индии суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее число рождений на одну женщину репродуктивного возраста – снизился до двух с небольшим, то есть до уровня замещения поколений, а в некоторых штатах даже опустился до 1,7, что уже напоминает показатели стран Запада. Хотя в Индии есть и штаты с СКР выше трех.

Впрочем, даже из явных региональных демографических диспропорций страна может извлечь пользу и обеспечить себе устойчивое развитие, считает Руслан Дмитриев. Правда, как признает само индийское правительство, это станет возможным при выполнении трех условий: апгрейда здравоохранения и образования, совершенствования компетенций работающего населения и достижения такого уровня экономического роста, который позволил бы обеспечить достойные зарплаты для удовлетворения основных потребностей молодежи.

Обвальной депопуляции не будет

В Индии численность население стабилизируется, а Китаю грозит депопуляция. Этот тезис отражает преимущество одного азиатского демографического лидера перед другим – Индии перед Китаем.

К середине века Китай столкнется с последствиями своей жесткой демографической политики, подчеркивает Дмитриев. Численность населения Китая, живущего за чертой бедности, достигнет 12,4 млн человек или 0,8% населения страны, приводит эксперт подсчеты ООН (World Urbanization Prospects : The 2009 Revision Population Database ). «Основную их часть будут составлять одинокие старики, проживающие, в основном, в городах. Это результат проводимой вплоть до настоящего времени политики «Одна семья – один ребенок»», – пояснил исследователь. Эта социально-демографическая угроза особенно актуальна в связи с произошедшим в 2012 году урбанистическим переходом, когда количество городского населения Китая превысила численность жителей сельской местности.

В Индии урбанизация, напротив, разворачивается медленнее, что, несомненно, влияет на рождаемость: в городских семьях обычно меньше детей.

Обвальная депопуляция не грозит Индии еще и потому, что в стране сложилась мозаичная ситуация с рождаемостью, несмотря на существование Национальной политики в области народонаселения, отмечает эксперт. В одних штатах Индии число рождений высоко, в других – намного ниже, а их СКР уже почти достиг целевого показателя в 2,1, намеченного Национальной комиссией по народонаселению (National Commission on Population ; в ее составе – политики, видные врачи, демографы, общественные деятели).

Так или иначе, в Индии на национальном уровне создается некий популяционный и экономический баланс: возможные лакуны в рабочей силе в одних регионах могут быть компенсированы избытком рабочей силы в других регионах. «В тот момент, когда штаты юга Индии начнут испытывать явный дефицит трудовых ресурсов, достаточно многочисленное население штатов севера станет той подушкой безопасности, которая при должном уровне экономического и социального обеспечения сможет гарантировать поступательный характер устойчивого развития потенциального лидера мирового списка наиболее населенных государств», – указывает Дмитриев.

Причем, по сути, именно гибкость и относительная мягкость демографического курса поможет Индии избежать тех проблем, с которыми столкнется Китай. «Учет китайских ошибок демографической политики будет способствовать устойчивому развитию Индии по мере достижения населением страны планки в 1,7 млрд человек во второй половине XXI века, когда Китай уже вступит на путь депопуляции», – подчеркивает Руслан Дмитриев.

Экономика Индии развивается не быстро, зато устойчиво

Если сравнивать Китай и Индию по экономическим параметрам, то ожидания экспертов в отношении Индии также более оптимистичны, отмечает Дмитриев. К 2050 году все жители Индии будут иметь суточный доход выше официально установленного на международном уровне прожиточного минимума (сейчас – $1,25), цитирует экспертов автор статьи (см. Hillebrand E. Poverty, growth, and inequality over the next 50 years // FAO Expert meeting on How to Feed the World in 2050, Rome, 24-26 June 2009 ). Да и проблема снижения численности трудоспособного населения не будет для Индии определяющей, по меньшей мере, до середины столетия.

В то же время ясно, что индийская экономика развивается медленнее китайской. Однако многое здесь зависит от трудовых ресурсов. «В этой связи на первый план для Индии выходит необходимость перехода количества в качество, то есть максимально эффективное использование накопленного страной человеческого потенциала», – подчеркивает Дмитриев. Постепенный спад рождаемости и повышение продолжительности жизни в стране приведут к увеличению доли пожилых людей, экономическое и социальное благополучие которых будет зависеть, в первую очередь, «от степени интенсификации общественного производства», пишет исследователь.

Впрочем, тема статьи – скорее, демография Индии, чем экономика. Автор подробно рассматривает положения демографической политики, принятые как на общенациональном, так и на региональном уровне.

Государство заботится о контрацепции, детях и образовании

2000-й год стал рубежным для Индии – численность населения страны превысила 1 млрд человек, что означало колоссальное давление на природные, экономические и социальные объекты. В итоге была осознана необходимость масштабных мер контроля рождаемости. Тогда и была создана Национальная комиссия по народонаселению и сформулирована политика в этой области, которая затрагивала как саму репродукцию, так и здоровье матерей и детей, брачный возраст и образование молодежи. Автор статьи приводит основные ориентиры этого курса, реализация которых была намечена на 2010 год:

  • всеобщий доступ к качественным средствам контрацепции и установление в качестве нормы двухдетной семьи;
  • всеобщий доступ к информации о методах ограничения рождаемости и свободный выбор граждан в отношении планирования семей;
  • снижение коэффициента младенческой смертности;
  • всеобщая иммунизация детей;
  • принятие родов квалифицированным персоналом;
  • исключение случаев вступления в брак девочек моложе 18 лет;
  • всеобщность начального образования и сокращение числа случаев прерывания среднего образования.

Большинство из этих положений повторялись, а порой и предвосхищались в региональных демографических программах, уточняет эксперт. Ряд штатов даже прописывал «воспитательные» меры для нарушителей правил.

Так, в штате Раджастхан, где был один из самых высоких СКР в стране – 4,2 (2001 год), люди, вступавшие в брак до установленного штатом возраста, лишались возможности избираться в органы власти. В другом штате, Мадхья-Прадеш (СКР в 2001 году – 3,9), те же ограничения касались людей, у которых больше двух детей. Кстати, этот штат, осознавая все последствия неконтролируемой рождаемости, предложил наиболее обширную и гибкую демографическую программу.

Рисунок 1. Публикация материалов региональной политики в области народонаселения в Индии, 2012 год

Источник: статья Дмитриева Р.В. Региональная демографическая политика в Индии: достигнуты ли поставленные цели? Журнал «Демоскоп Weekly », № 543-544 за 2013 год.

Меры по снижению рождаемости

Женскую стерилизацию в регионах Индии заменяют мужской. Такой подход в середине 1970-х был избран на общенациональном уровне – его проводил Санджай Ганди, младший сын находившейся в то время у власти Индиры Ганди (тогда он рассматривался как ее преемник). Но такая политика действовала недолго. И до сих пор в более чем 90% случаев стерилизуют женщин. Исключение здесь – штаты Мадхья-Прадеш и Гоа, которые поставили задачу увеличить долю мужских стерилизаций до 20%.

Кстати, в том же штате Мадхья-Прадеш для женщин был установлен минимальный возраст рождения первенца – 21 год, а также интервал между первым и вторым ребенком – в три года. Любопытно, что программа штата включала и услуги по планированию семьи для бесплодных пар. Наконец, региональный документ предполагал и разнообразие демографической политики – в зависимости от территориальных различий в уровнях смертности и рождаемости (тут были предусмотрены разные сценарии), отмечает Руслан Дмитриев. В итоге штату удалось снизить СКР (с 3,9 в 2001 году до 3,1 в 2011 году), хотя она до сих пор высока по сравнению с другими штатами.

Развитые штаты легче достигают целевых показателей

Пример многих регионов показывает, что демографический курс Индии воплотился пока лишь частично, пишет автор статьи.

Большинство штатов еще так и не выполнили национальные, да и региональные ориентиры по возрасту вступления в брак и по рождаемости. И, напротив, кампании по снижению смертности и внедрению современных методов контрацепции оказались в большинстве штатов удачными.

В целом более половины общегосударственных демографических положений смогли реализовать лишь два штата – Гоа и Махараштра (запад страны, рисунок 1). Это демографические «хорошисты», что отчасти объясняется уровнем развития этих регионов. Тут сказался немалый экономический потенциал Мумбаи – административного центра штата Махараштра и крупнейшего по численности населения города страны. В Гоа СКР составил в 2011 году 1,5, в Махараштре – 1,8, уточняет Руслан Дмитриев. Аналогичные результаты и у штатов Андхра-Прадеш и Карнатака. Все четыре штата относятся к наиболее развитым.

К демографическим «отличникам» эксперт относит штаты Тамилнад и Керала. Эти южные штаты еще до намеченной даты (2010 год) решили большинство задач государственной демографической политики. Для их населения характерен один из самых низких суммарных коэффициентов рождаемости (1,6-1,7), коэффициентов младенческой и материнской смертности, самый высокий средний возраст вступления девушек в брак, поясняет исследователь. Достижение еще более впечатляющих показателей в ходе реализации политики по здоровьесбережению и благосостоянию семьи в Тамилнаде к 2017 году представляется Дмитриеву вполне реальным.

В целом, заключает эксперт, большинство штатов, принявших собственную программу в области народонаселения, очевидно, продолжат ее реализацию. С учетом экономических перспектив Индии, иного выхода у них просто нет.